Контакты

Доставка

Оплата

Реквизиты

Комплектующие для надувных лодок

Товары для активного отдыха

+7 921 640 25 60

г. Санкт-Петербург

WhatsApp: +7(921)6402560

e-mail: expeditor-boats@mail.ru

Клея для лодок ПВХ

Комплектующие

Алюминиевые профиля

Сумки для лодок и пойол

Весла разборные

Банки (сиденья) фанерные

Фурнитура для тентов

Ткани ПВХ

Швейные комплектующие

Наборы ремонт/тюнинг

Лодки EXPEDITOR

Санки-ватрушки

Цены ремонт лодок в СПБ

Как приготовить смесь двухкомпонентного клея

Как склеивать вместе ПВХ материалы

Сборка шва тройника на уголковую ленту

Как приклеивать к влагостойкой фанере

Расход клеевой смеси при намазке

Как заклеить небольшую дырку в баллоне

Как заклеить порез или разрыв в баллоне

Как заменить воздушный клапан в баллоне

Переходники к воздушным клапанам

Как приклеить усиление из ПВХ ткани

Как приклеить усиление из привального бруса

Как приклеить крепежи ликтрос к баллону лодки

Как приклеить фурнитуру к баллону лодки

Как установить сливной клапан на транец лодки

Установка усилений по низу баллонов, килю и транцу

Как сделать пайолы для надувной лодки

Как склеить крепление ликтрос

Как выбрать надувную лодку из ПВХ?

ВНИМАНИЕ! МАГАЗИН ВРЕМЕННО НЕ ПРИНИМАЕТ ЗАКАЗЫ

Как выбрать надувную лодку из ПВХ?

В наше время выбор надувных лодок на рынке достаточно широк. Лодки имеют большое количество технических и эксплуатационных характеристик, разобраться в которых покупателю бывает не очень просто. Эта статья адресована к тем, кто хочет разобраться в особенностях надувной лодки "с нуля", получить ответы на частые вопросы и сделать правильный выбор при покупке лодки.

Чтобы выбрать хорошую и подходящую лодку, в первую очередь, нужно определиться с ее назначением и вашими финансовыми возможностями: зачем вам лодка нужна и какую максимальную сумму денег вы готовы за нее заплатить? После этого можно браться за изучение характеристик надувных лодок и начинать искать необходимое предложение в магазинах или интернете.

Можно пойти и от обратного: сначала разобраться со всеми характеристиками, иметь перед глазами общую схему того, что вам нужно, а потом искать подходящую лодку за наименьшие деньги.

Как правило, в нашем мире чудес не бывает, и дешево купить достойную вещь вряд ли получится. О том, что на самом деле есть, и как с этим всем разобраться, написана эта статья.

1. ТКАНЬ НАДУВНОЙ ЛОДКИ

Резиновые лодки и прорезиненная ткань:

Прежде чем говорить о лодках из ПВХ, немного расскажу о резиновых лодках. Дело в том, что есть люди, которые не видят различий между резиновой лодкой и лодкой ПВХ. Поэтому для них надувная лодка = резиновая лодка (по старинке). Но это не верно.

Раньше, еще при СССР надувные лодки производили только из прорезиненной ткани. Ткань была достаточно тяжела по сравнению с современными материалами. Гребная резиновая лодка могла весить около 20 кг. Учитывая, что порой лодку и другое снаряжение нужно переносить в рюкзаке за плечами, такой вес мобильного судна неприемлем для долгих переходов.

Швы резиновой лодки клеились на резиновый однокомпонентный клей, что требовало внимательно следить за давлением в баллонах лодки. Часто бывали случаи, когда рыбак прохладным утром крепко накачивал лодку, а к полудню припекало солнце. Шов разогревался, а давление в баллонах лодки расло. Это приводило к "расползанию" шва с последующим разрывом.

Чтобы такого не происходило, рядом с клапаном резиновой лодки производители приклеивали предупреждающую шильду, чтобы пользователь не забывал следить за давлением в баллонах лодки: "НЕ ПЕРЕКАЧИВАТЬ, НАПОЛНЯТЬ ДО ПРИНЯТИЯ ФОРМЫ!"

Необходимость не перекачивать баллоны резиновой лодки влечет за собой недостаточную жесткость корпуса лодки, что отрицательно влияет на ходовые характеристики и удобство использования.

При хранении резиновую лодку необходимо посыпать тальком во избежание слипания материала.

Фурнитура и комплектующие для резиновых лодок более просты и менее функциональны и надежны, чем используемые в лодках из ПВХ. Воздушные клапана в виде трубки-штуцера. Уключины по форме "уха" с деревянными веслами, не позволяют сложить весла вдоль баллона и пристегнуть их во время рыбалки. Сиденья изготовлены из обычной доски, а не из влагостойкой фанеры. Упакована резиновая лодка обычно в такой мешок, как на фото ниже.

Несмотря на недостатки, есть рыбаки, которые привыкли пользоваться резиновыми лодками. Такая лодка не дорогая, ценой обусловлено исполнение, и если правильно с ней обращаться, она может послужить.

Ткани ПВХ:

Современная промышленность выпускает огромный ассортимент ПВХ тканей, предназначенных для изготовления надувных лодок. Такие материалы имеют внутри переплетеный синтетический корд, обеспечивающий прочность ткани. На корд лодочного материала нанесены два слоя ПВХ, один с лицевой стороны более толстый, другой с изнанки потоньше.

Но отдельно в группе ПВХ тканей стоят бескордовые ПВХ пленки. Сделаны они из сплошного литого ПВХ без тканевой основы. Из ПВХ-пленок промышленность Китая производит очень дешевые надувные лодки, только относиться к ним, как к серьезному водному транспорту нельзя. Такую ткань очень легко проткнуть камышом, острым камнем или крючком. Отличить кордовую ткань от бескордовой несложно: на ощупь кордовая жестковата и плетение корда заметно проступает через лицевой слой ткани, бескордовая очень мягкая, тонкая и плетения не видно.

Лодка из бескордовой ПВХ ткани представлена на фото ниже. Обычно такие лодки ярких цветов с множеством красивых надписей. Также их характерной особенностью является отсутствие поперечных швов на верхней части баллона. Бескордовая ткань хорошо растягивается и даже при монолитном крое верха лодки не дает складок.

Баллоны лодок из бескордовых ПВХ тканей очень требовательны к давлению. Перекачивать их нельзя, потому что ткань не укреплена нитями корда и будет растягиваться до тех пор, пока не лопнет. Для определения нужного давления в таких лодках придумано весьма оригинальное решение: на баллоне нанесено изображение обозначающее длину 10 сантиметров. В комплекте с лодкой дают линейку, чтобы мерять это расстояние. Когда расстояние при накачивании доходит до 10 см (нужно накачивать и иногда мерять, как человек на фото ниже), давление становится нужным.

Однако, стоит учитывать, если вы надули такую лодку в холодную погоду, а потом стало жарить солнце, давление неизбежно возрастет. Сразу может и не лопнет, но материал растянется и обратно уже не сожмется - ПВХ не резина, и возвратной эластичностью не обладает. За несколько сильных перепадов температуры в большую сторону лодка может придти в негодность. Рвет ткань обычно вдоль сварного шва, где трудно поставить заплатку. Мастерские по ремонту надувных лодок обычно отказывают в ремонте таких изделий.

Но если лодка вам нужна для развлечения, купания на пляже или просто недалеко поплавать по озеру на пикнике, вполне можно рассмотреть этот вариант. Для рыбалки, охоты или путешествий - не рекомендую.

Качественные и долговечные ПВХ материалы для лодок, как я уже говорил, имеют внутри прочный плетеный корд. Он предотвращает от разрывов и чрезмерного растяжения ткани. Дальше пойдет разговор только о надувных лодках из таких тканей.

Кордовые ПВХ ткани различаются между собой плотностью или весом в граммах на квадратный метр. Основные плотности, используемые в производстве: 650, 750, 850, 1050 г/м2. Этот показатель влияет на прочность ткани, стойкость к проколам и ссадинам, и на вес лодки.

Гребные лодки выпускаются обычно из тканей плотностью 650-750 г/м2. Средний класс моторных лодок длиной от 2,8 метра до 3,5 метра из плотностей 750-850 г/м2. Лодки длиной от 3,5 метра: это 1050 и выше. Существуют и меньшие плотности 250-600 г/м2, из них делают сверхлегкие лодки, которые можно далеко носить за плечами. Из плотностей больших чем 1050 г/м2: 1100, 1350, 2200 производятся баллоны для стеклопластиковых катеров RIB.

Отсюда: первый параметр при выборе надувной лодки - плотность ПВХ ткани. Любой лодочный производитель указывает плотность в документации к своему товару, также об этом знают продавцы в магазинах. Чем выше плотность ткани, тем она прочнее, но соответственно больше ее вес и выше цена лодки.

Промышленность Китая также выпускает лодки из кордовых ПВХ материалов. По качеству тканей такие лодки как: Nissamaran, Silverado, Sea-Pro и другие не уступают российским.

2. ФОРМЫ БАЛЛОНОВ НАДУВНОЙ ЛОДКИ

Надувные лодки ПВХ имеют различные формы баллонов. От формы баллона зависят: мореходность лодки и ее проходимость. Можно разделить формы баллонов на три распространенных типа:

1. Сегментарные формы:

Лодки такой формы обычно дешевле других за счет более простой в работе и экономной по расходу ткани формы баллона. По показателям мореходности плоскодонные лодки (не имеющие киля) с сегментарным баллоном уступают лодкам других форм. Если лодка с килем, сегментарный баллон не влияет на ее мореходность.

2. Плавно-загнутые формы:

В таких формах основной продольный баллон сплошной по всей длине лодки и загнут к носу лодки. Считается классической обтекаемой формой баллона с хорошей мореходностью, но изготовление такой формы более трудоемко, чем сегментарной, поэтому цена лодки обычно выше.

3. Плавно-заостренные формы:

В плавно-заостренных формах баллона нос или корма не имеют прямой поперечной перемычки, продольный баллон плавно загнут к носу. Такая форма хорошо подходит для заросших водоемов. Заостренные нос или корма позволяют легче проникать сквозь заросли камышей. К тому же лодки такой формы имеют хороший ход на веслах и под мотором. Цена лодок плавно-заостренной формы также выше, чем сегментарных.

Форма конуса баллона моторной лодки:

Конус баллона моторной лодки выполняется или в симметричном варианте, где ПВХ законцовка расположена по центру баллона, или скошенным вниз. Вариант со скошенным вниз конусом более предпочтительный: он дает большую опору на воду лодке при движении под мотором и дает большую курсовую устойчивость.

3. РАЗМЕРЫ НАДУВНОЙ ЛОДКИ

Главной из характеристик надувной лодки являются ее размеры. Это: длина лодки, ширина лодки, диаметр баллона, длина кокпита, ширина кокпита.

Длина лодки:

Длина лодки обычно указывается производителем в сантиметрах. Например, лодка 360 имеет длину 3,6 метра. Проверено, что многие покупатели при выборе лодки ориентируются только на ее длину. Потом смотрят на цену и связка "длина/цена" является основой выбора при перелистывании предложений в интернете. Само собой, что кроме длины и цены необходимо обращать внимание и на другие параметры.

Порой у неопытных покупателей возникает вопрос: почему лодка длиной 360 сильно отличается ценой от лодки длиной 420? Вроде, разница по длине всего 60 сантиметров (на 17% больше), а цена больше в 1,5-2 раза? Дело в том, что увеличение длины влечет за собой пропорциональное увеличение остальных размеров лодки, что ведет к большему расходу всех лодочных материалов и более продолжительному рабочему циклу при производстве лодки. Также может меняться в большую сторону плотность ткани ПВХ, толщина влагостойкой фанеры на транце, сиденьях и сборных пайолах.

Диаметр баллона лодки:

От диаметра баллона зависит, хоть и не линейно, грузоподъемность лодки. Также, чем баллон толще, в лодку попадает меньше воды при захлестывании волнами. Но слишком большой баллон дает лодке большую парусность, ветер оказывает большее сопротивление при движении. Поэтому должен существовать баланс между диаметром баллона и длиной лодки.

Как правило:

  • - лодки длиной до 300 см делаются с баллонами до 36 см
  • - длиной 300-350 см с баллонами 36-45 см
  • - длиной 350-400 см с баллонами 45-50 см
  • - длиной от 400 см с баллонами 50-60 см

При выборе диаметра баллона нужно отталкиваться от условий эксплуатации лодки: если ловить рыбу на пруду или небольшом озере - большой баллон не нужен, если выходить на большие водоемы, где может подняться волна, лучше выбрать большие. Но нужно учитывать: чем больше диаметр баллона лодки, тем больше она весит и в сложенном виде занимает больше места. Также лодка с большим диаметром баллона стоит дороже, чем с маленьким.

Ширина и длина кокпита лодки:

Что такое кокпит лодки? Этим морским термином называется пространство внутри лодки, в котором располагаются пассажиры и вещи. Его ширина измеряется между баллонами внутри, а длина от внутреннего баллона носа до транца или кормового баллона. Разумеется, чем больше площадь кокпита лодки, тем больше ее вместимость. При выборе лодки стоит приблизительно прикинуть: хватит ли вам внутри нее места?

Параметры ширины и длины кокпита производители надувных лодок указывают в спецификации к товару. Когда эти параметры не указаны, можно уточнить их у консультантов интернет-магазина, в котором собираетесь купить лодку, они должны знать или померять, если не знают.

Ширина лодки:

В сумме ширина кокпита лодки и два диаметра баллона дают общую ширину лодки. От этого параметра зависит остойчивость лодки, чем шире лодка тем больше ее устойчивость к переворачиванию. Но для заросших водоемов и камышей широкие лодки плохо подходят, нужно выбирать поуже. Опять же: необходимо подходить к этому моменту индивидуально, согласно своим потребностям.

При выборе лодки стоит сравнивать у разных производителей связку: "ширина кокпита + диаметр баллона". Бывает так, что при одной и той же общей ширине лодки баллоны "раздуты", а места между ними мало или наоборот.

В целом: правильно выбранные длина, диаметр баллона и размеры кокпита обеспечивают необходимое вам удобство использования надувной лодки, как и безопасность. Цели у каждого свои, я объяснил общую концепцию выбора.

4. КОЛИЧЕСТВО НАДУВНЫХ ОТСЕКОВ

Баллоны любой надувной лодки имеют несколько отдельно надувающихся отсеков. Это необходимо для того, чтобы в случае пробоя одного из отсеков лодка могла сохранять плавучесть на воде и можно было добраться до берега и произвести ремонт.

Определить количество отсеков в надувной лодке легко: оно соответствует количеству воздушных клапанов для накачивания лодки. Также границы отсеков видны на надутом баллоне - шов вклеенной перегородки между отсеками заметно проступает через основную ткань баллона.

Мимимальное количество отсеков надувной лодки равно двум. Практически все гребные лодки и небольшие моторные лодки эконом-класса имеют два раздельных отсека баллона. Этого достаточно, чтобы лодка не пошла ко дну в случае пробоя.

Количество отсеков баллона равное трем используется в большинстве надувных лодок малого и среднего класса. Если лодка оснащена надувным килем, он также является отдельным отсеком. В таком случае производитель лодки обычно указывает: "количество надувных отсеков = 4 (3 баллон +1 киль)" Несмотря на то, что надувной кильсон имеет небольшой объем, за счет своего расположения по центру лодки, он в случае пробоя одного из основных отсеков баллона, уменьшает крен (наклон) лодки в сторону пробитого отсека.

Если лодка оснащена надувным дном: это еще +1 отсек непотопляемости.

Количество отсеков баллона большее, чем три используется в крупных надувных лодках длиной от четырех метров. Больше шести отсеков на баллон - это редкость, шесть обычно предел, потому что при пробое одного из шести отсеков значительного крена лодки не происходит, лодка остается в устойчивом положении.

Чем больше количество отсеков в баллонах надувной лодки, тем больше ее цена, но и выше безопасность эксплуатации.

5. ТИПЫ ДНИЩА НАДУВНОЙ ЛОДКИ

Надувные лодки имеют большое количество вариантов исполнения днища. На одном и том же базовом баллоне с помощью изменения конструкции днища можно реализовать надувную лодку с абсолютно разными эксплуатационными характеристиками. В зависимости от исполнения днища будут меняться такие характеристики, как мореходность, вес лодки, удобство сборки/складывания лодки, общая жесткость конструкции, безопасность плавания.

Здесь и появляется множество особенностей и "подводных камней" при выборе подходящего судна.

Плоскодонные надувные лодки:

Самым простым вариантом реализации днища надувной лодки является плоское дно из ПВХ материала, из которого изготовлены баллоны лодки. Несмотря на существенные недостатки такой конструкции: в лодке можно только сидеть, а уверенно встать на тканевое дно не получится и не очень хорошую мореходность, от использования плоскодонок без жесткого пола никто не откажется.

Очевидные плюсы такого днища: наименьший вес лодки (деревянный пол обычно весит не меньше половины веса надувной части лодки) и простота сборки/складывания: подготовить к рыбалке такую лодку можно без лишнего труда и очень быстро. Также плоскодонные лодки без пола стоят дешевле.

Плоским тканевым днищем оснащены большинство гребных надувных лодок и эконом-класс небольших моторных лодок.

Плоскодонные надувные лодки могут комплектоваться несколькими видами полов, как штатно, так и дополнительной опцией.

Рейки настила:

Под рейками настила подразумеваются отдельные прямоугольные элементы пола из влагостойкой фанеры, которые можно установить на днище плоскодонной лодки перед ее накачиванием. В лодку можно установить несколько таких реек.

Отдельные рейки в надувную лодку есть смысл устанавливать под ноги, чтобы в лодке можно было встать. Также, если используете электромотор, рейка ставится ближе к транцу и на ней располагается аккумулятор электромотора. Без рейки ставить аккумулятор на однослойное днище нельзя, он тяжелый и продавит "яму" в ткани днища.

Рейки обычно изготавливаются из влагостойкой фанеры толщиной не меньше 9 мм. При накачивании лодки рейки плотно зажимаются баллонами и они располагаются там плотно "как влитые".

Рейки по сравнению с целиковым фанерным полом имеют меньший вес и меньшую цену, что в некоторых случаях оправдывает их использование, в качестве реечного настила надувной лодки.

Сплошной пол-книжка:

Пол-книжка самый простой, но функциональный и недорогой тип настила, покрывающий всю поверхность днища лодки. Форма такого пола полностью соответствует форме примыкания днища к баллону. Обычно полы-книжки производятся из влагостойкой фанеры толщиной 9 мм.

Секции такого пола склеены с двух сторон на ПВХ ленты таким образом, чтобы пол складывался гармошкой в размеры одной секции. При монтаже в лодку пол-книжка достаточно удобен. Лодка должна быть в сдутом виде, направляем носовую часть максимально до упора в нос лодки, кормовую к транцу, и раздвигая ткань баллонов давим на центральный сгиб пола до полного распрямления. После лодку можно накачивать.

Плоскодонные лодки с полом-книжкой комфортнее использовать, чем просто лодки с однослойным дном. Можно ходить по всей поверхности днища, удобно и компактно располагать вещи, чтобы они не опрокинулись. Также улучшается мореходность лодки за счет монолитной плотной поверхности всего днища лодки. Недостатком является только вес: полы-книжки из фанеры 9 мм весят до 13-15 кг в зависимости от размеров и класса лодки. Если возить лодку на машине, нет проблем, но унести на себе далеко такую лодку с полом и остальное снаряжение не получится.

Если выбор остановился на плоскодонной надувной лодке скомплектованной полом-книжкой, стоит обратить внимание, сколько упаковок к лодке идет в комплекте. Есть производители, которые кладут лодку и пол в одну сумку (пол много места не занимает, а дополнительная сумка денег стоит). В этом случае общий вес сумки может достигать 30-40 килограмм, что не всегда удобно при транспортировке и приводит к преждевременному износу сумки. Если пол-книжка будет в отдельной сумке, хоть и самой простой, это значительно облегчит переноску лодки. Количество сумок нужно уточнять в магазине, как правило, в спецификации к товару этой информации нет.

Надувной матрас - вкладыш низкого давления:

Плоскодонные надувные лодки могут комплектоваться надувным дном-вкладышем низкого давления. Конструктивно вкладыш похож на обычный надувной матрас, только изготовлен по форме низа кокпита лодки. Когда лодка накачана, вкладыш кладется на днище и также накачивается. При полном наполнении формы давлением 0,25 атмосферы (стандартное для надувных лодок ПВХ) вкладыш плотно зажимается между баллонами и днищем, образуя с ними единое целое.

Плюсы использования матраса-вкладыша в том, что он имеет заметно меньший вес по сравнению с фанерным полом и быстро без труда вставляется в лодку.

Из минусов: поверхность матраса достаточно мягкая, чтобы уверенно на ней стоять, также если ходить по ней в ботинках, можно со временем проколоть или поцарапать ПВХ-ткань матраса, например, кусочком стекла, застрявшим в подошве. Матрас имеет заметную толщину: 10-15 см и отнимает часть обитаемого пространства в кокпите лодки.

По цене матрасы-вкладыши сопоставимы с ценой пола-книжки, но могут быть немного дороже.

Надувной вкладыш высокого давления (airdeck):

Плоскодонные надувные лодки могут также комплектоваться высокотехнологичным надувным вкладышем высокого давления аиртек (airdeck). Особенностями такого типа днищевого вкладыша являются малая толщина (7-8 см) и возможность накачать вкладыш до давления 0,8-1,0 атмосферы. При таком давлении вкладыш становится очень плотным и на нем можно уверенно стоять.

Аиртек НДВД в надутом виде имеет плоскую поверхность, нет рельефа полусферами, как у надувного матраса. Однако, сделан он также из армированной ПВХ ткани, которую можно повредить ногами. Вес аиртека меньше, чем у фанерных полов, но стоимость заметно выше. Airdeck - один из самых дорогих лодочных материалов на рынке.

Как резюме о плоскодонных лодках: несомненное преимущество их перед другими более сложными, тяжелыми и дорогостоящими конструкциями - это возможность пользоваться лодкой в любом из описанных вариантов комплектации настилом: без настила, с рейками, с полом-книжкой, с вкладышем НДНД или с вкладышем НДВД. Конструкция лодки при этом не меняется, а дополнительные опции или используются или нет. При этом плоскодонка проста и не доставляет особых хлопот.

По опыту общения с клиентами скажу, что даже опытные рыбаки владеющие серьезными дорогими судами, часто покупают себе второй лодкой небольшую плоскодонку: гребную или под мотор. Она легко помещается в любую машину, в хранении не занимает много места, легка по весу и в эксплуатации даже в одиночку, дешево стоит, чего нельзя сказать о надувных лодках среднего и тяжелого классов, о которых дальше пойдет разговор.

Самое важное достоинство именно надувной лодки, для чего ее и придумали, как альтернативу лодкам с жестким корпусом - это мобильность, возможность доставить лодку туда, куда вам нужно. По этому параметру плоскодонные лодки малого класса превосходят всех своих старших братьев.

Килевые надувные лодки с жесткими полами:

Следующий тип днища надувных лодок ПВХ - это килевой с жестким полом (пайолами). Слово пайолы, насколько я слышал, родом из мощной французской лодочной компании "Зодиак" - основоположника надувного кораблестроения. Производства серьезных надувных лодок из тканей ПВХ в России появились позже, чем в Европе. Многие концепции и термины были разработаны на западе. А мы вошли уже в готовую волну по известным всем причинам.

Килевых надувных моторных лодок с жесткими пайолами на рынке огромное количество. Это обусловлено тем, что такая лодка априори считается классической и достаточно популярна. Конструктивных отличий у этих лодок достаточно: форма килеватости, тип сборки пола, пайолы могут быть изготовлены, как из влагостойкой фанеры, так и из анодированного алюминия. Мнений - куча, споров "что лучше?" тоже хватает. Будем разбираться по порядку.

Обязательной частью килевой надувной лодки с жестким полом является надувной киль из ПВХ ткани. Он располагается под сборными пайолами и при накачивании натягивает днище до нужной формы. При этом днище изготовлено не плоским, а ему формой кроя придан необходимый объем, что дает возможность создать килеватось необходимой формы и величины.

Именно поэтому килевая лодка с жестким полом может использоваться только со вставленным полом и накачанным килем. Если пол не использовать, под ногами будет бесформенная яма из ткани ПВХ.

Зачем лодке нужен киль? При движении под мотором при наличии киля лодке облегчается выход на глиссер. Выйти на глиссер означает: перейти из водоизмещающего режима в режим минимального соприкосновения с поверхностью воды. Нос лодки приподнимается и основной опорой на воду в режиме глиссера являются задняя часть баллонов. Также наличие киля обеспечивает лучшую устойчивость лодки на курсе. Такой режим позволяет судну развить намного большую скорость, чем в водоизмещающем режиме.

Но нужно учитывать, что моторы малой мощности: меньше 5 л/с не способны вывести большинство надувных лодок в режим глиссирования. Также важна загрузка лодки пассажирами и вещами. Бывает так, что при присутствии в лодке только одного человека - рулевого, лодка выходит на глиссер. А двух человек мотор поднять уже не может, лодка просто плывет в водоизмещающем режиме.

Поэтому, если вы не обладатель лодочного мотора необходимой мощности или не собираетесь им становиться, брать килевую лодку большого смысла нет. Плыть в водоизмещающем режиме примерно с тем же результатом можно и на плоскодонной лодке, сильно ощутимой разницы не будет, а денег потрачено будет больше.

При наличии маломощного ПЛМ выбор за килевой лодкой остается только в том случае, если вам нужна большая лодка, а среди плоскодонных подходящей по размерам не найти.

Толщина пайол надувной лодки:

Фанерные пайолы для лодок выпускаются толщиной 9 мм и 12 мм. Толщину 9 мм используют в лодках малого класса и лодках среднего класса длиной до 330-350 см. Толщину 12 мм используют в лодках от 300 см и выше, зависит от модели и производителя. Чем толще фанера, тем тяжелее пайолы. Но на больших лодках с широким кокпитом тонкую фанеру использовать нельзя: киль будет сильно выгибать дугой поверхность пола да и жесткость конструкции будет не из лучших. Толщину фанеры пайол производитель указывает в спецификации к лодке.

Пол-книжка:

Пол-книжку используют в небольших килевых лодках длиной 280-320 см. Толщина фанеры 9 мм, из 12 мм полы-книжки не делают, получается слишком большой вес и пользоваться таким полом тяжело, потому что его не разделить на отдельные секции. Концептуально пайолы такие же, как для плоскодонной лодки, только с вырезанным отверстием под доступ к воздушному клапану киля. Пол-книжка самый дешевый вариант жесткого настила в килевой лодке.

Пол-книжка со стрингерами:

Пол-книжка с профилями продольной жесткости - стрингерами: более прочный вариант настила килевой лодки. При установке пайол стрингера одеваются в продольные пазы, вырезанные на прямой части пола, объединяя в монолитную жесткую секцию все секции, на которые они надеты. Это дает сборному полу и лодке дополнительную жесткость. Пол-книжка со стрингерами стоит дороже, чем простая книжка.

Сборные фанерные пайолы со стрингерами:

Основной тип пайол для килевых надувных лодок: это сборные фанерные полы со стрингерами продольной жесткости. Каждая секция сборного пола изготовлена отдельным элементом и стыкуется с соседними секциями при помощи специальных соединительных алюминиевых профилей.

Существует два типа соединительных профилей: профиль-Н и профиль "мама-папа". По толщине фанеры профиль-Н выпускается только под толщину фанеры 9 мм. Профиля "мама-папа" под толщину 9 мм и 12 мм.

Сборка секций пайол на профиль-Н используется в недорогих моделях надувных лодок. Кроме дешевизны профиля, никаких преимуществ у нее нет. А недостатки по сравнению с профилями "мама-папа" есть.

Как видно на фото: профиля-Н не прикручены к секциям пайол, а поставляются отдельно, что требует при сборке каждый раз одевать и центровать их на каждой секции пайол. При небольшом разбухании фанеры, профиль-Н значительно труднее одевается, если между стыкующимися деталями пола попадает песок: это превратит установку пайол в тяжелый труд.

Многие покупатели килевых лодок с полами собранными на профиль-Н вынуждены обращаться в сервисы для переделки пайол на "маму-папу". Или перепиливают фанеру самостоятельно. В продаже уже есть специальные наборы для такой переделки пола своими руками =) Это говорит о том, что вопрос с трудностями в эксплуатации днища с профилем-Н актуален.

Сборка пола на профиля "мама-папа" 9 мм и 12 мм самый удобный и надежный способ соединения секций пайол. Цена надувных лодок с такими полами выше, но затраты оправдывают себя.

Алюминиевый пайол:

Есть в продаже килевые надувные лодки с жестким полом из алюминия. Это более дорогой вариант исполнения пайол. В основном такими пайолами комплектуются китайские надувные лодки. В России алюминиевые полы делают редко.

Существует мнение, что алюминиевый пайол меньше весит, чем фанерный. При взвешивании мной двух полов примерно одинакового размера: один фанерный, а другой алюминиевый - вес сильно не отличался. Может быть, так получилось случайно.

Как видно на фотографии, алюминиевый пол сделан из алюминия не целиком, а только его прямая часть. Носовые секции изготавливают из влагостойкой фанеры. На всех лодках с алюминиевыми полами так.

Преимуществом алюминиевых пайол считается их большая жесткость по сравнению с фанерой, фанера гнется. Но у большей жесткости есть и оборотная сторона медали: при сильном ударе такой пол может деформироваться. Фанера в этом случае спружинит и вернется в обратное положение. Ремонт же алюминиевого пола может обойтись достаточно дорого или быть вообще невозможным, если не получится найти подходящие профиля на замену.

Надувные лодки с килевым надувным дном низкого давления НДНД:

Не так давно на рынке надувных лодок появилась концепция замены жесткого фанерного пола с килем на надувное дно низкого давления НДНД. Такое дно представляет собой надувной матрас килеватой формы крепко вклееный между баллонами и транцем лодки.

Лодки с НДНД завоевали большую популярность несмотря на то, что стоят дорого. Преимущества таких лодок. Меньший вес по сравнению с лодками с жестким полом. Очень быстрая и легкая подготовка к плаванию - накачал, поставил на воду, подвесил мотор и поплыл. Отличные скоростные характреристики и управляемость.

К сожалению, есть у надувных лодок НДНД и некоторые недостатки. Точнее сказать, при использовании такой лодки нужно быть более внимательным, чтобы не испортить лодку и не нести ее потом в дорогостоящий ремонт или не выкинуть в помойку.

В баллоне надувного дна нельзя превышать давление большее, чем положенное для надувных ПВХ лодок: 0,25 атмосферы. Это обусловлено конструктивными особенностями такого баллона. Перепады давления в большую или меньшую сторону, как я уже писал раньше, могут происходить от перемены погоды. Если припечет солнце, давление в баллоне может возрасти, что может привести к разрушению продольных швов днища.

Чтобы минимизировать риск превышения давления в НДНД, производители устанавают на баллон дополнительный стравливающий клапан. Стравливающий клапан спускает лишний воздух из баллона, когда давление в нем больше нормы и выравнивает давление. На фото: установлен рядом с основным клапаном для накачивания (красного цвета)

Но бывает и так, что при движении лодки по волнам, НДНД с силой ударяется о воду. Давление при ударах возрастает и стравливающий клапан начинает работать - время от времени шипеть. Некоторых рыбаков это раздражает и они закрывают стравливающий клапан. Такие действия могут привести к увеличению давления в других ситуациях и клапан не сбросит воздух, когда это действительно нужно.

Другой минус: дно НДНД изготовлено из ПВХ ткани и его можно повредить при хождении по палубе или наскочив на что-нибудь острое нижней частью дна лодки. В этом плане классические килевые лодки с жестким полом более устойчивы к повреждениям, чем НДНД. Даже если случится пробой дна, в лодку просто пойдет вода, а форма останется крепкой. Киль пробить сложно, он защищен тканью дна. У НДНД вся нижняя и верхняя поверхности - сплошная надувная оболочка. С хождением по классической фанерной палубе вообще нет проблем, ногами ее не испортишь.

Для защиты от повреждений днища снизу приклеивают различные усиления по местам наиболее вероятного соприкосновения с препятствиями. Для защиты оболочки баллона со стороны палубы продаются специальные коврики, которые стелются на палубу. Коврик также защищает баллон от перегрева сверху, так как нагревается раньше, чем баллон. Поэтому пользоваться ковриком владельцам надувных лодок с НДНД рекомендуется.

Перед сушкой лодки на солнце давление в баллоне НДНД нужно сбросить вручную через воздушный клапан. Оставлять в полностью надутом виде нельзя. Если соблюдать эти несложные правила, лодка с дном НДНД прослужит долго.

6. ТРАНЦЫ НАДУВНЫХ ЛОДОК

Транцем надувной лодки называется жесткий элемент изготовленный обычно из влагостойкой фанеры, на который крепится подвесной лодочный мотор. Транцы бывают, как съемные так и стационарные - полностью вклееные между баллонами.

Съемные или навесные транцы используются для оснастки только гребных лодок, чтобы была возможность закрепить мотор. Конструкций таких транцев много, но суть одна: на корму гребной лодки приклеиваются несколько рымов или других элементов фурнитуры. Подвесной транец своими крепежами вставляется в фурнитуру на баллоне.

Преимуществом навесного транца является возможность использовать гребную лодку, как с транцем так и без него. Крепежная фурнитура значительно не увеличит вес лодки и гребная лодка остается столь же легкой и мобильной.

Но при использовании лодки с подвесным транцем под мотором нужно быть осторожным. На такую конструкцию можно вешать только маломощные моторы. Гребная лодка в отличии от классических моторных не имеет за кормой опоры на воду. Поэтому даже мотор мощностью 3,5 л/с при резком повороте ручки газа способен поставить гребную лодку "свечкой" и перевернуть через себя.

Вклеенные стационарные транцы из влагостойкой фанеры используются практически на всех типах надувных моторных лодок. Они имеют различную толщину и высоту в зависимости от максимальной мощности и типа подвесного мотора, который положено устанавливать на данную модель лодки.

Транцы килевых надувных лодок снизу имеют форму пологой буквы V, повторяя форму килеватости днища в корме. Транцы плоскодонных лодок снизу прямые.

Толщина транца моторных лодок различного класса колеблется от 18 мм до 36 мм. Чем толще транец, тем он крепче и большей мощности мотор способен выдержать.

Толщина транца 18 мм используется в лодках расчитанных на мощность ПЛМ до 5 л/с. Транец толщиной 21 мм способен держать моторы до 10 л/с. Толщина 27 мм для мощности до 25 л/с, а 36 мм - от 25 л/с. Это стандартные толщины транцев, другие почти не используют производители надувных лодок.

Правда, встречаются иногда моторные лодки с транцем толщиной 12 мм. Подвесить на такой транец можно или электромотор или бензиновый мощностью не больше 2 л/с.

Максимальная разрешенная мощность мотора всегда указывается производителем лодки в спецификации к товару. Превышать допустимую мощность не стоит. Хоть транец и не отвалится, но может возникнуть сильная вибрация из-за недостаточной жесткости доски.

Максимальная разрешенная мощность мотора обуславливается не только прочностью транца. Размеры и класс лодки также влияют на этот параметр. На маленькую моторную лодку нельзя вешать тяжелый и мощный двигатель, можно вместо того, чтобы поплыть на лодке - полететь вместе с лодкой по воде кувырком. При этом будет большой удачей не попасть самому под винт работающего мотора. Такое бывает, стоит быть благоразумным.

Второй линейный параметр - это высота транца. Измеряется она по центру транца, там где подвешивается двигатель, от самого низа транца до его верха.

Для чего нужно знать высоту транца надувной лодки? Дело в том, что подвесные лодочные моторы производятся с различной длиной дейдвуда (ноги). Есть моторы с короткой ногой "S", есть с длинной "L". Стандартные высоты транца для этих двух разновидностей моторов: 381 мм - короткая нога "S", 508 мм - длинная нога "L".

Но бывают и отклонения. Например, транцы под короткую ногу могут иметь высоту и 385 мм и 395 мм. Углубляться в детали соответствия высот транцев с длиной дейдвуда не буду. Скажу только самые основные моменты, которые базово нужно знать:

Практически все надувные моторные лодки выпускаются с транцем под короткую ногу S. Высоты транцев: 381, 385, 395 мм подходят для коротконогих моторов. Лодки с транцем под длинноногий мотор производители обычно выпускают под заказ, они востребованы на рынке значительно меньше. Самое главное, при выборе мотора не ошибиться и случайно не купить длинноногий вместо коротконогого. Такое бывает.

Транец лодки оснащен двумя накладками под струбцины двигателя и в дорогих моделях лодок сливным клапаном для аварийного слива воды из кокпита. Маленькие недорогие моторные лодки сливным клапаном обычно не оборудуются.

7. СИДЕНЬЯ НАДУВНЫХ ЛОДОК

Надувные лодки бывают оснащены различными типами сидений. Стандартный вариант: банки (морской термин) из влагостойкой фанеры. В зависимости от пассажировместимости лодки лодка оборудуется одной, двумя или большим количеством банок.

Фанерные банки имеют два основных варианта крепежа к баллонам лодки: стационарные, вставляемые в литые ПВХ держатели и передвижные с системой крепежа ликтрос-ликпаз.

Стационарные банки используются в основном в гребных и малых моторных лодках. Стоимость лодки со стационарными банками ниже, чем с передвижными за счет более простого конструктива крепежа.

Передвижными банками оснащаются надувные суда всех классов, это самый популярный тип крепежа сидений. Есть возможность передвинуть сиденья в нужное положение и таким образом настроить лодку под себя, как будет удобно.

Банки для надувных лодок выпускают из влагостойкой фанеры толщиной 15 мм и 18 мм. Из толщины 15 мм делают сиденья на лодки с узким и средним по ширине кокпитом. Из толщины 18 мм на лодки с широким кокпитом. Соответственно, при увеличении длины лавки пропорционально увеличивается и ее ширина. Размеры фанерных банок начинаются от 50x20 см на малых лодках и заканчиваются 120x30 см на больших.

В связи с тем, что фанерные банки - жесткий элемент, долго сидеть на них неудобно. При движении под мотором, когда лодка ударяется о волны, пассажиры могут немного подскакивать на сиденьях, получая удары по тому месту, которым сидишь.

Чтобы смягчить удары и сидеть было комфортно, для фанерных лавок продаются мягкие накладки. Изготовлены накладки из тентовой ПВХ ткани и наполнены поролоном. Выпускаются также накладки с сумкой, которая располагается под сиденьем, в нее можно положить часть вещей.

Мягкие накладки - это дополнительный аксессуар для лодки. Но иногда бывает, что производители устраивают акции мягкие накладки можно получить при покупке лодки в подарок.

Для того, чтобы сидеть в лодке ПВХ, производители делают также несколько видов надувных сидений. Это надувные пуфики и кресла, располагающиеся обычно на дне лодки внутри кокпита.

Надувные пуфики - небольшие подушки изготовленные в такой форме, чтобы на них было удобно сидеть. Пуфик имеет меньший вес, чем фанерная банка. Поэтому можно их использовать в легких надувных лодках.

Надувное кресло - это дополнительный аксессуар к надувной лодке. Оно имеет надувную спинку, что уменьшает нагрузку на спину при продолжительной рыбалке. Сидеть в таком кресле очень комфортно. Единственный минус: кресло занимает в кокпите немало места.

8. ОСНАСТКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ НАДУВНЫХ ЛОДОК

При выборе надувной лодки ПВХ также стоит обратить внимание на элементы ее оснастки и на то, что входит в штатную комплектацию.

Важный момент при выборе надувной лодки: сколько бортовых ручек для переноски установлено на баллоны и где они расположены. В гребных лодках достаточно двух ручек - на носу и на корме. В моторных лодках должно быть минимум три ручки, одна на носу, а две на конических законцовках кормы баллона. Бывает, что ручки на лодке вообще не установлены или их недостаточно для удобной эксплуатации. Стоит обратить на этот момент внимание.

Если после покупки моторной лодки планируете покупать к ней такие аксессуары, как носовой тент, ходовой тент-палатка и другие, нужно обратить внимание, каким типом привального бруса по контуру баллона оснащена лодка. Для крепежа тентов необходим привал с брызгоотбойником, он выполняет функцию отбивания части воды от набегающих волн. Также за выступ брызгоотбойника крепятся с помощью крючков практически все тентовые конструкции для надувных лодок. Бывают привалы без брызгоотбойника, тенты на них не закрепить.

Весла для надувных лодок ПВХ в комплекте всегда разборные, сделаны из анодированного алюминия. Длина весел бывает от 110 см до 200 см, производители комплектуют длиной, подходящей к данной модели лодки.

В комплекте к любой надувной лодке обязательно идет ножной насос (фото слева). Чтобы быстрее накачивать лодку от аккумулятора автомобиля можно дополнительно приобрести электрический насос на 12 вольт. Вариантов таких насосов на рынке достаточно, один из недорогих фирмы Bravo на фото справа:

Обращу внимание, что накачивать лодку автомобильным компрессором нельзя. Он дает большое давление и можно пропустить момент накачки до давления 0,25 атмосферы, положенного надувной лодке.

И последний момент, на что нужно обратить внимание: это сумки для переноски, в которые упакована лодка. Как я уже говорил, если лодка имеет фанерный настил, для разделения веса будет приоритетным, если настил упаковывается в отдельную сумку.

Гребные лодки обычно упаковываются в наплечный рюкзак подходящего размера, чтобы можно было носить легкую лодку за плечами на большие расстояния.

Надувная часть моторной лодки ПВХ упаковывается или в сумку-баул, если лодка небольшая, или в сумку-конверт, если лодка крупная. Сумка-конверт более удобная упаковка: положил свернутую лодку внутрь, затянул 4 лепестка ремнями и лодка упакована. В этом случае не требуется сворачивать лодку очень точно под размер упаковки, конверт обтянет ее по факту размеров.

В этой статье я перечислил большое количество параметров, которые нужно учитывать при выборе надувной лодки. Также хочу отметить, что качественные и удобные надувные лодки сами делают себе репутацию среди потребителей. Поэтому можно посоветоваться с хорошими знакомыми, уже имеющими опыт использования надувных плавсредств. На тему качества изготовления лодок различными производителями - можно почитать отзывы покупателей в интернете. Отзывов много, как положительных и отрицательных. Если сложить вместе базовую техническую информацию и опыт людей, можно сделать достойный выбор, чего вам от души желаю!